logo
logo center

Трудно быть родителем

5Каждый родитель при рождении своего ребенка желает ему длинной, счастливой, долгой жизни.

У замечательного немецкого писателя Германа Гессе есть сказка про мальчика, которому мама пожелала, чтобы его любили все люди на свете. Что может быть лучше, чем жизнь человека, которому никто не желает зла, которого никто не хочет обидеть, и к которому никто не может остаться равнодушным? Мальчик рос красивым, ни в чем у него не было нужды и потребности. Дети сами несли ему угощения, звали играть, девочки мечтали о его дружбе, а взрослые умилялись его личику и никогда не наказывали за шалости. Он шел по жизни легко, ничем не дорожил и ничего не боялся. Он никогда не страдал и не мог знать, что такое сострадание и жалость. Он мог унижать и предавать, но люди все равно любили его. Был ли он счастлив? Нет. Друзья, женщины, деньги - всего было так много, что он не знал им цены и не хотел. Он вынужден был голодать, чтобы затем получить удовольствие от еды. Когда жизнь стала невыносимой, его спас волшебник, осуществивший в детстве желание его матери. Только в этот раз он дал самому человеку дар любви. Прозревшие друзья отвернулись от него. За прошлые преступления его посадили в тюрьму. Но он улыбался. Сердце его стало горячим, чувствительным и добрым. Его радовали простые вещи, а люди, которым он помогал, искренне отвечали благодарностью. Он умер счастливым.

Как часто родители из благих намерений стараются оградить своих чад от напастей и бед, от трудностей и опасностей. Мы хотим, чтобы у наших детей были друзья, которые будут верными, честными, щедрыми. Чтобы учителя их нежно и искренне любили, были всегда внимательны и предупредительны. Чтобы незнакомые люди на улице были вежливы и улыбчивы. Чтобы по телевизору показывали только добрые мультики, а каша в детском саду была вкусной, горячей и приготовленной с любовью.

Увы, добрые волшебники последнее время себя никак не проявляют и нашим мечтам не суждено сбыться. А может быть и к лучшему. Может быть, ребенку необходимо столкнуться с реальной жизнью, чтобы найти свое место в ней? Самому найти выход из трудной ситуации, самому принять решение, как ему отвечать на обиды других детей, самому выбирать друзей, самому делать домашнее задание и получать свою оценку. Можно научить ребенка давать сдачи - но тем самым вы лишаете его своего собственного опыта. Ведь каждый из нас находит свой выход: кто-то будет драться, другой отойдет в сторонку и будет терпеть, а третий подружится с обидчиком или найдет поддержку у друзей. Мы не должны игнорировать жалобы и слезы ребенка. Но можно поддержать его, поделиться своим опытом и дать возможность ему почувствовать себя сильным, способным справиться с этой задачей. А можно разрешить ситуацию самому - поссориться с другими родителями, подключить учителя и администрацию, лично разобраться с ребенком обидчиком. Быть активным гораздо проще, чем ждать, переживать и наблюдать, как страдает твой любимый человечек. Так хочется скорее развести тучи руками, чтобы над его головой всегда светило солнце. Только тогда он сам никогда не научится пользоваться зонтом.

4Первое слово, которое произносит человек, часто звучит не как "мама", а как "дай". И это понятно. Он стремится удовлетворить свои потребности и рад новой возможности - сказать об этом вслух. Когда приходишь на урок в начальную школу, чаще всего слышишь слова - "а я?", "а мне?", "можно я?", "я хочу!". Дети не привыкли ждать, терпеть, радоваться за других, быть не главными, а второстепенными в игре, все хотят быть ведущими, быть в центре, быть рядом с учителем. Когда приходишь на открытый урок, видишь, что каждый родитель с обожанием смотрит на своего ребенка: как и с кем он сидит, как он тянет руку, сколько раз его спросил учитель, сколько раз он улыбнулся и нахмурил лобик. Интересно, а замечает ли родитель, что за его ребенком сидит мальчик и щурится, глядя на доску, потому что должен сидеть ближе из-за слабого зрения. Что у соседки слева текут слезы, потому что ее на перемене сбили с ног старшеклассники и она сильно испугалась. Что сосед справа грустно смотрит в окно, потому что сегодня его мама не смогла прийти на урок посмотреть на него. Замечает ли родитель, что учитель говорит с хрипотцой, потому что вчера был трудный материал, и приходилось много объяснять? И знает ли родитель, как обостряются все шесть чувств у учителя на уроке технологии, когда он раздает детям ножницы?

Дети никогда не делают то, что им говорят,

они делают то, что делаем мы сами.

Научите ребенка делиться, быть терпеливым, радоваться за друзей, играть сообща, научите слушать и сопереживать другим людям, научите его любить. И вы увидите, что к нему тянутся люди, что с ним хотят общаться, советоваться, играть. Вы сами станете получать от него любовь и заботу, а не только капризы и вымогательства.

Но научить может только тот, кто умеет сам

Вы здесь: Главная Родителям Советы родителям Трудно быть родителем